Краткая справка об основных изменениях и развитии законодательного и нормативно-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности за 2013-2014 год


В течение 2013-2014 года Минобрнауки России вместе с Минэкономразвития, Минпромторгом России, другими ведомствами уделяли значительное внимание развитию системы регулирования и созданию инструментов распоряжения интеллектуальной собственностью. Эти изменения коснулись всех стадий «жизненного цикла» результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД).

Правительство изменило правила разработки ФЦП1, ограничив возможности государственных инвестиций только прикладными исследованиями и экспериментальными разработками, что позволило одновременно установить количество созданных РИД, объемы их использования в качестве основных критериев результативности таких госбюджетных вложений2.

Впервые с 1 января 2014 года введена процедура государственного учета НИОКТР и полученных результатов3, при этом Единая государственная система учета (далее ЕГИСУ НИОКТР) становится не только инструментом для сбора информации обо всех объектах интеллектуальных прав, созданных за счет федерального бюджета, но и площадкой информационного обмена, позволяющей бизнесу найти интересующие его наработки, полученные научными организациями.

С учетом роста числа пользователей этой системы – около 3000 организаций, разместивших информацию более чем о 10000 НИОКТР, рост числа обращений к этой системе (в ноябре зафиксировано около 90000 запросов), показывающий востребованность системы, расширен перечень объектов учета4. В частности теперь в системе должны отражаться не только результаты, полученные по государственным контрактам, но и результаты, полученные за счет грантов, выданных государственными фондами поддержки научной, научно-технической деятельности, а также результаты, полученные за счет государственных заданий.

С учетом необходимости развития единых методических и технических подходов к учету интеллектуальной собственности, созданной с привлечением любых бюджетных ассигнований и руководствуясь рекомендациями Совета по интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации В.И. Матвиенко, сняты ограничения, позволяющие хранить в Единой системе учета сведения о результатах, полученных исключительно за счет федерального бюджета. Таким образом, в ЕГИСУ НИОКТР могут учитываться результаты, полученные с привлечением средств субъектов федерации и внебюджетных источников.

Одновременно с развитием механизмов государственного учета результатов НИОКТР гражданского назначения, внесены изменения в Порядок учета результатов НИОКТР военного, специального и двойного назначения5, гармонизирующие перечень объектов и порядок учета.

Для стимулирования вовлечения РИД в гражданский оборот изменены Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения6. В частности предусмотрена возможность безвозмездно передавать РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации исполнителям государственных контрактов, в ходе которых такие РИД были созданы. В случае отказа исполнителей принимать в собственность указанные РИД, предусмотрена возможность безвозмездного лицензирования результатов любому заинтересованному хозяйствующему субъекту для развития производства на территории Российской Федерации с возможностью последующего отчуждения прав в их пользу и сохранением за Российской Федерацией права получения безвозмездной лицензии.

Отдельное внимание стоит уделить изменениям в Гражданский кодекс Российской Федерации, его четвертую часть, которые вступили в силу 1 октября этого года. В кодексе предусмотрена норма, обязывающая работодателей заключить с работниками соглашение о выплате авторских вознаграждений за служебные изобретения, полезные модели, промышленные образцы. При этом Правительство наделено правом утвердить ставки за создание и использование объектов интеллектуальных прав, которые применяются, если работодатель не заключил соглашения с работником. Такие ставки, обеспечивающие гарантии выплаты авторам утверждены Правительством Российской Федерации в июле, до вступления в силу новых норм кодекса7.

Новеллой является и то, что полностью создано регулирование в отношении интеллектуальной собственностью, полученной за счет грантов, выданных научными фондами, такими как Фонд перспективных исследований8, Российский научный фонд9.

Одной из значимых проблем, не решенных до настоящего момента, является установление единого подхода к закреплению прав на результаты, полученные за счет бюджетных ассигнований. В основе развития рынка интеллектуальной собственности, лежит интерес автора, изобретателя, интерес научной организации. Интеллектуальные права могут быть эффективно вовлечены в экономику только тогда, когда ими распоряжается создатель результата.

Решение о приоритетном закреплении прав за исполнителем работ было принято в октябре 2012 года10 Президентом России В.В. Путиным по итогам заседания Совета по модернизации и развитию инновационной экономики.

Соответствующая модель, зафиксирована в законе о Российском научном фонде. Аналогичный подход используется в ряде федеральных программ, например в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий на 2014-2020 годы». Системное изменение модели закрепления прав дает положительный эффект – за год количество учтенных результатов интеллектуальной деятельности увеличилось почти в 2 раза.

Тем не менее, несмотря на поручение Президента Российской Федерации, модель закрепления прав до сих пор не зафиксирована законодательно. Соответствующие изменения, разработаны в форме поправок в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации при участии Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторга России Центром частного права и переданы в комитет по гражданскому, уголовному и процессуальному законодательству Государственной Думы в мае 2014 года. При рассмотрении поправок Государственной Думой Правительство Российской Федерации может поддержать законопроект, соответствующее заключение подготовлено Минюстом России в форме отзыва Правительства Российской Федерации.

Однако сроки рассмотрения указанных поправок до сих пор не определены, что существенно сдерживает развитие рынка интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

Ускорение рассмотрения Государственной думой Российской Федерации поправок, положительно скажется на развитии отечественной науки, технологий, рынка интеллектуальной собственности, в конечном итоге - на усилении глобальной конкурентоспособности российского наукоемкого производства.

1 Постановление от 29 мая 2014 г. № 495 (Изменения в порядок разработки и реализации ФЦП и межгосударственных ЦП, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»).

2 Постановление от 1 ноября 2013 г. №979 (Изменение в правила оценки результативности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. №312)

3 Постановление от 12 апреля 2013 года №327 «О Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения».

4 Постановление от 14 ноября 2014 года №1195 «О предоставлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах»

5 Постановление от 20 мая 2014 г. №466 «О внесении изменений постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. N 131 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"».

6 Постановление от 30 мая 2013 года №458 «О внесении изменений в Правила осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 233»

7 Постановление от 4 июня 2014 г. № 512 «Об утверждении правил выплаты вознаграждений за служебные полезные модели, промышленные образцы, изобретения»

8 Постановление Правительства Российской Федерации №495 от 29 мая 2014 г. «О порядке передачи Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные Фондом перспективных исследований на основании договоров, в целях их практического применения (внедрения)».

9 Постановление Правительства Российской Федерации №914 от 6 сентября 2014 г. «Об утверждении положения об осуществлении государственным заказчиком от имени Российской Федерации полномочий лицензиата в случае использования для государственных нужд результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении финансируемых Российским научным фондом научных, научно-технических программ и проектов».

10 Поручения Президента Российской Федерации от 24 октября 2012 года №ПР-3028. Правительству Российской Федерации поручено внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих формирование исключительного перечня оснований возникновения исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности независимо от размера и доли финансирования из средств федерального бюджета (пункт 1 подпункт «г»)